Морально-этический кодекс

Полезные ресурсы

Приложение 1

к приказу №44-п от 21.01.2015

Морально-этический Кодекс работников

ММАУ «Городская поликлиника №3»

 

Основные положения морально-этического кодекса сформулированы по результатам анализа нормативно-правовых актов, регулирующих сферу медицины, российских и международных этических кодексов врача, предложений и комментариев, оставленных населением Тюменской области в блоге Губернатора.

Морально-этический Кодекс представляет свод морально-этических правил, которые являются обязательными для врачей и пациентов, административного персонала и ученых, работающих в сфере здравоохранения.

Основная цель кодекса - упорядочить взаимоотношения между врачами, пациентами, медицинскими организациями, а также определить этические нормы.

Настоящий Кодекс представляет собой нравственный ориентир для врача и пациента.

Морально - этический кодекс врача и пациента Тюменской области состоит из шести разделов, которые посвящены моральным аспектам деятельности врача в обществе, работе с пациентами, взаимоотношениям с медицинскими организациями и коллегами.

1. Основные термины, используемые в настоящем Кодексе, и их определение

1.1. «Мораль» - это определенная форма общественного созна​ния, совокупность социальных правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни на основе оценки человеческого поведения с точки зрения Добра и Зла, Справедливости и Несправедливости, способности жить по Совести, Чести.

1.2. «Этика» (от греч. е*поз - нравственный обычай, характер, образ жизни) - учение о морали, о нравственном воспитании личности.

1.3. «Честь» - внешнее признание поступков человека, его за​слуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе.

1.4. Врач - лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека.

Врач - лицо, получившее высшее медицинское образование по соответствующей специальности.

1.5. Пациент (лат. райепз — терпящий, страдающий) — человек, получающий медицинскую помощь, подвергающийся медицинскому наблюдению и/или лечению по поводу какого-либо заболевания, патологического состояния или иного нарушения здоровья и жизнедеятельности, а также пользующийся медицинскими услугами независимо от наличия у него заболевания

1.6. Права - это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

1.7. Обязанности - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

1.8. Конфликтные ситуации:

- оказание пациенту медицинской помощи ненадлежащего качества (невыполнение, несвоевременное, некачественное и необоснованное выполнение диагностических, лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий);

- нарушения в работе учреждения здравоохранения, наносящие ущерб здоровью пациента (внутрибольничное инфицирование, осложнения после медицинских манипуляций);

- нарушение норм медицинской этики и деонтологии со стороны медицинских работников в отношении пациента, его родственников.

2. Права пациента

Права пациентов закреплены в соответствие с Федеральным Законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан Российской Федерации».

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

- уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников и других лиц, участвующих в оказании медицинской помощи;

- информацию о фамилии, имени, отчестве, должности и квалификации его лечащего врача и других лиц, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи;

- выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ;

- на доступность медицинских услуг, требующихся по состоянию здоровья без дискриминации по признакам наличия финансовых ресурсов, места проживания, вида заболевания или времени обращения за помощью;

- обследование, лечение и нахождение в учреждении здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям;

- облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

-добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство в соответствии с законодательными актами;

- отказ от оказания (прекращение) медицинской помощи, от госпитализации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

- сохранение медицинскими работниками в тайне информации о факте его обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

- получение в доступной для него форме полной информации о состоянии своего здоровья, применяемых методах диагностики и лечения, о медицинских услугах и способах получения этих услуг, которая позволит активно участвовать в принятии решений относительно своего здоровья, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья;

- на получение необходимого лечения без промедления, в течение установленных законодательством Российской Федерации сроков, определенного на основе конкретных стандартов и в зависимости от неотложности клинического случая;

- на предотвращение по мере возможности страданий и боли на каждом этапе своего заболевания;

- на подачу жалобы и получение ответа или иной обратной связи в случае причинения вреда;

- запрашивать копию амбулаторной карты пациента по месту постоянного наблюдения в случае посещения других лечебных учреждений с целью получения медицинской помощи

3. Обязанности пациента

- заботиться о сохранении своего здоровья;

- уважительно относиться к медицинским работникам и другим лицам, участвующим в оказании медицинской помощи;

- уважительно относиться к другим пациентам, соблюдать очередность, пропускать лиц, имеющих право на внеочередное обслуживание;

- представлять лицу, оказывающему медицинскую помощь, известную ему достоверную информацию о состоянии своего здоровья, в том числе о противопоказаниях к применению

лекарственных средств, ранее перенесенных и наследственных заболеваниях;

- выполнять медицинские предписания;

- сотрудничать с врачом на всех этапах оказания медицинской помощи;

- соблюдать санитарно-гигиенические нормы: (вход в отделения поликлиники в сменной обуви или бахилах, верхнюю одежду оставлять в гардеробе);

- соблюдать правила запрета курения в медицинских учреждениях, курить только в специально отведенных для курения местах;

- сохранять копии медицинских заключений и других документов, подтверждающих прохождение медицинского обследования.

4. Обязанности врача в отношении к пациенту

- заботиться одинаково обо всех своих пациентах, не дискриминируя их по материальному состоянию, социальному или моральному статусу, личному отношению врача к пациенту, религиозным убеждениям;

- назначать только необходимые пациенту обследования и избегать назначения обследований, не относящихся к его заболеванию;

- прежде, чем поставить диагноз и начать лечение, врач должен записать в карточку состояние больного, а также изучить личную и наследственные заболевания;

- письменно и четко записывать рецепты, указывая дозировку и способ приёма;

- рассказать пациенту или его представителю о типе, причинах и осложнениях заболевания пациента, о пользе диагностических и терапевтических процедур;

- перед приемом пациента обеспечить наличие медицинской карты в кабинете;

- обеспечить регулирование очереди и соблюдение записи приема медицинской сестрой;

- соблюдать прием в соответствии с записью (допустимая погрешность 10-15 минут);

- информировать пациента об отмене приема с возможностью переноса даты приема по согласованию с пациентом;

- разъяснять пациенту рекомендации по дальнейшему лечению в доступной форме;

- ознакомить и проинформировать пациента о стандарте лечения или обследования в соответствии с его заболеванием;

- назначать только необходимые пациенту обследования и избегать назначения обследований, не относящихся к его заболеванию;

- в ходе приема пациента давать полную, актуальную и в доступной форме информацию относительно его здоровья, алгоритма дальнейшего лечения, профилактики и риска возникновения других заболеваний;

- держать настойчивую позицию в отношении соблюдения пациентом ранее сделанных рекомендаций по его дальнейшему лечению.

5. Права врача.

 Врач имеет право:

5.1. отказаться от приема, наблюдения и лечения пациента:

-если пациент находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

-если действия пациента угрожают жизни и здоровью окружающих и персонала;

-в случае несоблюдения пациентом предписаний и правил внутреннего распорядка медицинской организации;

- при агрессивном поведении пациента и нарушении им и его родственниками этических норм и правил;

- когда врач не в состоянии установить с пациентом терапевтического сотрудничества.

5.2. отказ пациенту в приеме, наблюдении и лечении врачом при вышеперечисленных ситуациях принимается самостоятельно, по согласованию с вышестоящим должностным лицом.

5.3. отказ пациенту в приеме, наблюдении и лечении медицинской организации при вышеперечисленных ситуациях принимается этическим комитетом учреждения с письменным уведомлением пациента за месяц.

5.4. врач имеет право на защиту своих прав и свобод. Защита прав врачей в сферах трудовых отношений, социального обеспечения, административно-уголовной ответственности осуществляется при содействии медицинских профессиональных некоммерческих организаций.

5.5. врач имеет право на защиту своей чести и достоинства.

5.6. врач имеет право на создание комфортных условий для осуществления качественного трудового процесса.

6. Порядок разрешения конфликтных ситуаций между медицинским работником (организацией) и пациентом

6.1. К числу наиболее типичных конфликтных ситуаций в сфере медицинской помощи относятся:

- оказание пациенту медицинской помощи ненадлежащего качества (невыполнение, несвоевременное, некачественное и необоснованное выполнение диагностических, лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий);

- нарушения в работе учреждения здравоохранения, наносящие ущерб здоровью пациента (внутрибольничное инфицирование, осложнения после медицинских манипуляций);

- нарушение норм медицинской этики и деонтологии со стороны медицинских работников в отношении пациента, его родственников.

6.2. В случае нарушения прав пациента он (его законный представитель) может обращаться с жалобой непосредственно к главному врачу или иному должностному лицу Учреждения.

6.3. Жалоба подается в письменном виде: первый экземпляр - лицу, ответственному за делопроизводство (либо непосредственно главному врачу), а второй экземпляр остается на руках у подающего жалобу. При этом следует получить подпись лица, ответственного за делопроизводство с указанием входящего номера либо подпись главного врача с указанием даты.

6.4. Жалоба должна содержать конкретную информацию, вопросы и четко сформулированные требования, подпись гражданина с указанием фамилии, имени, отчества, данные о месте жительства или работы (учебы). При наличии подтверждающих документов они должны быть приложены. В случае если обстоятельства дела требуют немедленного и неординарного реагирования на ситуацию, жалоба может быть направлена сразу в несколько инстанций.

6.5. Ответ пациенту на жалобу предоставляется в письменном виде в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

6.6. В спорных случаях пациент имеет право обращаться в вышестоящий орган или суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.